Это нормально? Психолог, юрист и простые нижегородцы — честно о буллинге

Нижегородцы рассказали о буллинге в школьные годы 4 мая отмечается Международный день противодействия буллингу.

Нижегородцы рассказали о буллинге в школьные годы 4 мая отмечается Международный день противодействия буллингу. Как известно, часто ему подвержены дети и подростки. NewsNN пообщался со специалистами и нижегородцами, которые были в разных ролях процесса травли в школе. Подробнее — в материале NewsNN.

По  данным статистики, более половины детей сталкивались с  проблемой буллинга в  школе. В  своем докладе зампред комитета Госдумы по  просвещению Яна Лантратова привела данные экспертизы центра «Безопасность 2.0». Так, число случаев травли среди несовершеннолетних с  мая по  ноябрь 2023  года увеличилось на  19,5% по  сравнению с  аналогичным периодом 2022-го.

В  апреле в  нижегородской школе №42 произошел инцидент с  участием учеников. В  Сети появилось видео, на  котором был запечатлен момент издевательств над ребенком якобы из-за наличия у  него болезни. Позже историей заинтересовался председатель СКР Александр Бастрыкин и  поручил провести проверку. Однако это всего один случай из  многих. И  о  нем стало известно благодаря общественному резонансу.

Жертва  — агрессор  — свидетель «Буллинг, если брать четкий перевод, то  это  — травля. А  именно преднамеренные систематические действия агрессивного характера, включающие неравенство социальной власти или физической силы»,  — говорит нижегородский психолог Марина Медонова .

Собеседница NewsNN уточнила, что в  механизме травли существуют три роли: « жертва» , « преследователь-агрессор» и  « свидетель» .

Объектом буллинга зачастую становится тот, кто не  может ему противостоять. В  группе риска находятся эмоционально чувствительные дети, склонные к  слезам, или физически слабые, с  низкой самооценкой. Впоследствии у  таких школьников ухудшается здоровье, падает успеваемость, начинаются тревожные депрессивные расстройства.

Психолог Марина Медонова Фото: Марина Медонова

Что касается, так называемых «преследователей», то  инициаторы насилия, напротив, физически очень активны и  импульсивны.

«Они легко справляются со  стрессом, в  отличие от  жертвы травли. Агрессоры смелые, легко нарушают правила, с  трудом их  соблюдают. Плюс ко  всему, у  них отсутствует чувство сострадания»,  — отметила психолог.

У  инициаторов буллинга чаще всего есть «свита». Эти люди четко распознают чужие эмоции, слабости и  очень хорошо этим манипулируют. По  словам Медоновой, чтобы запустить травлю, существует определенный мотив.

«Нужно удерживать власть, получить удовлетворение от  того, что делаешь другому больно, и  нужно за  это вознаграждение. Оно не  всегда материальное. Здесь речь идет о  психологическом вознаграждении  — усиливается, закрепляется престиж, определяется социальный статус в  группе/классе»,  — объясняет собеседница NewsNN.

Но  самая опасная роль в  этом «треугольнике»  — свидетель.

«К  свидетелям относят тех, кто так или иначе знает про буллинг, но  ничего не  предпринимает. Ими могут быть одноклассники, которые знают и  не  сигнализируют взрослым, что в  классе происходит опасная ситуация. Педагогический коллектив  — это тоже свидетели, которые видят, что в  классе какого-то ребенка унижают, но  учителя бездействуют. Родители, которые не  обращают внимание на  подавленное состояние ребенка,  — тоже свидетели»,  — пояснила Медонова. Насилие порождает насилие

Почему  же, например, дети, наблюдающие издевательства над одноклассником, молчат и  не  обращаются к  взрослым? Психолог считает, что причина кроется в  банальном страхе.

«Если вдруг есть желание это прекратить, то  им  становится страшно, что они тут  же могут лишиться собственного статуса безопасности и  какого-то определенного положения в  коллективе. Для свидетеля находиться в  этой небезопасной среде тоже некомфортно, они переживают, чувствуют свою беспомощность, стыдятся. Из-за этого они в  большинстве своем выбирают присоединиться к  агрессору, потому что это  — инстинкт самосохранения», — говорит она.

Даже если педагогический состав все-таки обращает внимание на  проблему, то  чаще всего это порождает насилие.

«Нередко в  школах занимают позицию, что это нормально, якобы дети так общаются или жертва сама виновата. Второй способ, которым пользуется школа,  — это вызвать „на  ковер“, в  адрес преследователя начинают нестись фразы, которые приравниваются к  угрозам. То  есть, властная фигура использует по  сути те  же самые методы, что и  агрессор. Хулигану разъясняют последствия, могут поставить на  учет. Насилие порождает насилие  — замкнутый круг»,  — поясняет собеседница NewsNN.

Что  же делать родителям, ребенок которых стал жертвой буллинга? По  словам Медоновой, в  первую очередь, необходимо защищать свое чадо. Это может быть смена класса или даже школы. Но  не  всегда такая мера эффективна.

«Ребенок остается жить в  том  же самом дворе, где и  все его бывшие одноклассники. Важно понимать, что на  освободившееся место обязательно выберут новую жертву. Это может быть другой ребенок или учитель. Для работы с  буллингом в  классе необходимо выстраивать взаимодействие всех участников  — детей, педагогов, родителей. Важна работа в  групповом формате, сплочение. Сейчас есть медиаторы. Желательно, чтобы такой специалист работал с  подобной группой на  понимание, что буллинг  — это не  норма. И  если травля имеет место, то  важно осознавать, что коллектив „зараженный“. И  это явление подлежит лечению»,  — заключила специалист. Ответственность за  буллинг

Доцент Финансового университета при правительстве РФ  Оксана Васильева рассказала NewsNN, как родители могут защитить своего ребенка с  точки зрения правовых мер.

«Нужно обратиться к  руководству образовательного учреждения  — написать официальное заявление директору, в  котором подробно будет изложена суть проблемы. Важно затребовать копию заявления с  подписью ответственного лица. Школа, как и  любая государственная структура, обязана предоставить ответ в  течение 30  дней»,  — рассказывает специалист. Доцент университета при правительстве РФ Оксана Васильева Фото: Оксана Васильева

Также стоит направить жалобы в  органы, занимающиеся образовательными вопросами, в  том числе уполномоченному по  правам детей. Можно обратиться в  прокуратуру. Кроме того, имеет место и  публичное освещение проблемы.

«Рекомендуется обратиться за  поддержкой к  общественности через социальные сети, СМИ и  некоммерческие организации, специализирующиеся на  вопросах буллинга. Но  делать это следует только с  согласия ребенка, чтобы избежать дополнительной травмы»,  — поясняет Васильева.

Специалист считает, что в  данном случае допустимо и  судебное разбирательство  — в  случае, если все предыдущие действия не  дали результата.

«Стоит проконсультироваться с  адвокатом и  подать иск о  защите чести и  достоинства ребенка. Вы  вправе требовать по  суду опровержения порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Одноклассники младше 14  лет не  несут ответственности, однако за  их  действия отвечают родители и  законные представители»,  — заключила она.

По  словам адвоката Виктора Камалдинова , за  оскорбление или унижение может быть наложен административный штраф от  3000  до  10 000  рублей. Однако, если речь идет о  доведении до  самоубийства, то  при определенных обстоятельствах можно получить реальный срок.

«В  случае травмирования несовершеннолетнего в  период нахождения в  образовательной организации, последняя может быть привлечена к  уголовной или административной ответственности», — добавил собеседник NewsNN. Адвокат Виктор Камалдинов Фото: Виктор Камалдинов Взгляд изнутри

NewsNN также пообщался с  нижегородками, которые в  школьные годы были по  разные стороны буллинга.

Ольга, 26  лет  — «агрессор» «До  старшей школы я  была агрессором, если можно так выразиться. Я  жила по  принципу „если будет драка, то  бей первый“. Я  не  отличалась примерным поведением на  уроках, из-за чего меня часто выгоняли из  класса. Мне казалось, что я  могу делать все, что угодно, и  никто мне ничего за  это не  сделает.
Однако я  никогда не  трогала тех, кто слабее меня. В  основном объектом моих издевок были те, кто шел со  мной вровень по  учебе и  школьным активностям. До  восьмого класса я  была старостой. Мне хотелось всегда быть первой, и  я  часто жестко шутила над теми, кто мог  бы занять это первенство.
Я  не  была звездой школы, выглядела не  очень хорошо по  сравнению с  другими. Плюс ко  всему, училась в  гимназии вместе с  детьми обеспеченных людей, разница была ощутимая. Возможно, из-за этого я  так себя вела: компенсировала комплексы и  пыталась самоутвердиться. Я  знала все свои недостатки и  сама их  высмеивала, чтобы никто другой не  мог это сделать.
В  старших классах у  меня что-то щелкнуло в  голове, и  я  перестала себя так вести. Наоборот, забилась в  угол. Может, так сработал переходный возраст». Елена 31  год  — «жертва» «Начиная с  первого класса, я  всегда была лидером среди ребят и  одной из  самых популярных девочек у  мальчиков. Но  в  восьмом классе все изменилось  — меня начали травить. В  нашей параллели образовалась „коалиция“ из  пяти-шести девочек, которые начали меня буллить. Но  делали они это за  спиной, продолжая мило общаться со  мной при встрече. Мне могли начеркать в  тетради, разрисовать сумку.
Однажды я  нашла в  раздевалке свой зимний пуховик  — он  был полностью оплеван, даже в  карманах. И  эти  же девочки стояли рядом и  искренне удивлялись, кто  же мог такое сделать. Я  прекрасно знала, что это они, но  ничего не  могла им  сказать. Конечно  же, я  боялась  — их  было больше, да  и  физически я  была слабее  них. Но  и  каких-то слез, истерик я  не  показывала  — вообще не  реагировала.
Видимо, через пару месяцев им  надоело ждать, что я  как-то проявлю эмоции, и  они отстали, переключившись на  кого-то другого. До  сих пор я  так и  не  научилась защищать себя и  всячески избегаю конфликтов».

Как и  десятки лет назад, проблема буллинга продолжает жить в  стенах учебных заведений и  негативно влиять на  физическое и  моральное здоровье жертв. В  любом случае, важно понимать, что ситуация сама собой точно не  решится. И  самое важное, что могут сделать люди, которые стали свидетелями преследования,  — не  молчать.

Последние новости

Новые назначения мировых судей в Нижегородской области

Законодательное Собрание утвердило назначения судей в регионе.

День учителя: дань уважения и благодарности

Поздравления и признание важной роли учителей в жизни общества.

Нижегородские власти подали иск против недобросовестного застройщика

Судебные разбирательства могут затянуться, но власти намерены отстоять права граждан.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Брянске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *